«Нужно быть глобально конкурентоспособным»
Встреча прошла в формате дружеской беседы. Студенты задавали вопросы, а Андрей делился опытом, давал рекомендации и рассказывал жизненные истории. Публикуем основные тезисы его выступления (прим.: авторский стиль повествования сохранен).
Откуда берутся идеи?
Можно выделить 5 предпосылок, на основе которых возникают идеи и разрабатываются проекты.
Первая — продукт. У команды уже есть видение, какой именно проект они хотят реализовать. Как правило, это массовые продукты. Например, Инстаграм автоматизировал нашу привычку хранить фотографии. Это не изобретение, которое меняет суть человеческой природы.
Вторая – потребители. Необходимо четко провести сегментацию потребителей, понять их потребности.
Третья – авторство. Вы создаете те вещи, которые, на ваш взгляд, должны существовать в мире, но их еще нет.
Четвертая – проблема. Когда вы ощущаете нехватку или потребность в чем-то — это проблема, которую нужно решить. И для ее решения создается продукт.
Пятая – паттерн. Вы применяете технологию или продукт из одной сферы в другой. Например, есть паттерн «снять жилье одним кликом в разных точках мира». И именно эта идея применяется уже в других проектах: «найти инвестора в своем регионе одним кликом» и т. п.
Как выбрать свою нишу на рынке?
В России я бы начинал проект для потребителей, то есть создавал продукт под определенный сегмент или конкретного клиента, или решая какую-то проблему, закрывая потребность.
Проект необходимо сразу разрабатывать так, чтобы понимать, как его дальше масштабировать, распространять. Например, когда-то мы сделали мобильное приложение для «Семьи», сейчас готовим аналогичный проект для Казахстана, усложнив его и добавив опции. Мы понимаем, что это приложение может работать и в других сферах: страховой, банковской и т.п. Фокусируясь на области ритейла, мы одновременно прорабатываем соседние сферы.
Мне нравится сравнение выбора ниши с выбором покерного стола. Когда ты приходишь в покерный клуб, тебе нужно не ошибиться с выбором стола для игры. Например, за одним столом игра только началась, на другом уже заканчивают игру и скоро будут распределять выигрыш. Ты оцениваешь ситуацию и конкурентов, на основании анализа выбираешь подходящий стол. Выбор правильной ниши на рынке – то же самое: ты оцениваешь рынки, конкурентов, объем денег, кто «сидит» слева или справа и т.п.
Где найти инвестора?
Есть несколько общеизвестных способов, о которых вы и так знаете. Можно прийти к клиенту и предложить проект, который даст ему уникальное конкурентное преимущество. Сделайте прототип, покажите, что у него есть traction – «сцепление с рынком». Например, высокая конверсия пользователей.
Стойте ногами на земле, делайте прототипы, следите за traction — и тогда выйдете на инвесторов или они на вас. Инвесторы сейчас ищут тех, кто ориентирован на глобальный рынок, но находится в России.
Как построить успешную карьеру?
Неважно, где ты находишься. Не нужно привязываться к месту. Сегодня ты в Перми, а завтра в Сан-Франциско. Зачем же ограничивать себя теми компетенциями, которые нужны в только Перми?
Знание английского языка дает возможность работать в другой стране. Это не профессиональная компетенция, это либо ты можешь устроиться на работу в мировую компанию, либо нет.
Вы должны наблюдать за тем, что происходит в мире. Нужно стратегически выстроить свою карьеру так, чтобы быть глобально конкурентоспособным. Когда вы участвуете в чемпионате города или России, вы не в глобальной повестке. Нужно сразу искать возможность попасть в чемпионат мира. И такая возможность есть.
Андрей Хусид
выпускник НИУ ВШЭ — Пермь, основатель IT-проектов
Как выжить в кризис?
Самый главный тренд сегодня, то, что двигает компанию вперед, – это умение быстро обучаться (fast learning), то есть когда и сотрудники, и сама компания готовы меняться. И это то, во что вкладывается смысл.
Нельзя мыслить категориями невозможности, всегда нужно искать какие-то пути. У компании есть цель, и нужно придумать, как к ней прийти: слева, справа, с вертолета сверху приземлиться, подкоп сделать. Иначе вы будете постоянно деградировать, или вас «съедят» конкуренты, или будете топтаться на одном месте.
В ДНК сотрудников должна быть открытость, они не должны думать в рамках ограничений. Нет никаких рамок, есть цели, которые преследует компания. Сотрудникам эта цель должна быть понятна, у них должен быть пул задач, в рамках которых они двигаются к этой цели. Иначе ничего не получится. Невозможно вырастить 3 урожая, если качество почвы плохое.
Кем Вы видите себя через 10 лет?
Мне важно, чтобы были определенные бизнес-цели и личные. И очень круто, когда личные цели пересекаются с целями компаниями.
Первая цель – это крепкая семья с парой детей. Вторая — финансовая независимость, которая предполагает, что я не буду думать о деньгах в бытовом плане. Я к этой цели иду.
Думаю, что через 10 лет я по-прежнему буду заниматься любимым делом. Возможно, это будет текущая компания или какая-то другая. Или даже наемная работа, что мне трудно представить, однако я допускаю и такой момент. Но это будет участие в проекте, который мне интересен. Это должно быть создание чего-то, что двигает либо мир, либо определенную когорту людей вперед.
Андрей Хусид
выпускник НИУ ВШЭ — Пермь, основатель IT-проектов