«Мы верили больше в свое решение, чем в то, что пройдем дальше»
— Как образовалась Ваша команда? И как вы приняли решение участвовать в чемпионате Unilever?
Дмитрий: Решение об участии в кейс-чемпионате принималось спонтанно. Дан буквально за 30 минут до окончания регистрации подал заявку. Позвал в команду меня и Сергея. Мы даже не думали, что пройдем так далеко. Но старались: сформировали общую концепцию и ее продвигали.
Дан: В какой-то момент появилась идея, что если делать, то делать хорошо. Команда с каждым этапом все больше горела, становилась все более сплоченной. Очень нам понравилось вместе работать, очень комфортно себя чувствуем, не хочется сглазить наш коллектив. Один интересный момент: когда коллектив только мужской, в нем совсем «другие» правила. Ребята-победители прошлого года нас поддерживали, в нас верили, болели за нас. На некоторые вопросы они, конечно, из-за правил не могли дать нам ответа.
— Вас не смутило, что кейс будет по маркетингу?
Дмитрий: Экономика и маркетинг все равно взаимосвязаны. Мы много читали, смотрели разные сайты, откуда черпали здравые идеи.
Дан: Нам, наоборот, было проще, что мы не изучали маркетинг. Мы действовали и думали как потребители, делали так, как будет комфортно пользователям, а не как модно или интересно. Кроме того, мы много общались с профессионалами: они помогали, давали советы. Мы общались с целевой аудиторией, и из этого рождались какие-то решения. Так, из одного хорошего 15-минутного диалога мы решили 70% второго кейса.
— В чем заключалась суть кейсов на чемпионате?
Дан: Было несколько этапов, в рамках которых мы решали разные задачи. Наша концепция была нацелена на семейные ценности, общение в кругу родных людей.
Дмитрий: Мы предложили идею новогоднего подарка для Lipton, и наша концепция гармонично вписалась в их философию.
— Вы ожидали победы?
Дан: Нет, ни на одном этапе. Я как человек, отвечающий за настрой команды и менеджмент, всегда давал установку делать так, чтобы нам понравилось. Нам нужна только победа — не наша концепция. Нам было спокойнее думать, что мы сделали максимум из того, что могли. Понятно, что до конца ты не можешь поверить в победу, когда участвует 1255 команд.
Дмитрий: Мы верили больше в свое решение, идею, концепцию, чем в то, что пройдем дальше.
— Как прошел финал? Волновались? Много задавали вопросов?
Дан: В финале было 12 команд, и все достойные, каждое решение было интересным. Конечно, мы находили недочеты у соперников, но знали, что и в нашем решении есть изъяны. Не могу вспомнить, кто придумал идею игры, ставшую в итоге нашим финальным вариантом подарка. Но, думаю, эта идея сыграла решающую роль. Важно, чтобы решение было реальным и его можно было применить на практике. Ну и главное — работа в команде: это лучшее, что случилось у нас, самое интересное.
Дмитрий: Вице-президент по маркетингу Lipton вообще не задавал нам вопросов, ему все было понятно. Другим же командам он говорил, что они великолепно выступили, решение классное, но… И потом начинал разносить в пух и прах их решение.
Дан: Нам всегда задавали какие-то шуточные вопросы. Директор по продажам спросил: как играть в игру? Бренд-менеджер Lipton Софья высказалась, что это подарок больше к пиву, а не к чаю. Но мы опровергли ее гипотезу. Еще был вопрос о конкурентном преимуществе перед другими играми, но мы на него тоже отлично ответили. Наш подарок выгодно отличается по цене, и это не просто игра, а общение с семьей.
— Какие эмоции Вы испытали, когда услышали название команды в числе победителей?
Дмитрий: У меня были смешанные чувства. Я понимал, что это мы, что нам надо выходить на сцену, что мы поедем в Лондон. Но тогда, в Сколково, я не осознавал, что мы выиграли. Осознание пришло, когда мы вернулись в Пермь. Все поздравляют, разделяют с нами радость. Это классно! Участвуйте в кейс-чемпионатах!
Дан: Второй год парни из Перми, образовательная программы «Экономика» — очень много совпадений. Не будем говорить, что это секрет нашего успеха. Но я только через несколько секунд после объявления результатов смог выкрикнуть «Да!».
Потом ты вспоминаешь, что надо написать диплом и теперь в 2 раза быстрее. И сейчас у тебя большая ответственность — представлять Россию. Мы поняли также, что хотим работать в Unilever. Это та компания, в которую стоит стремиться. Когда ты на 4-м курсе сталкиваешься с тем, что пришло время получать диплом, а у тебя нет никакого плана, становится немного страшно. И приятно, когда у тебя этот план вырисовывается, появляется цель.
Совет от всей команды ребятам 2–3-го курса: читайте, решайте кейсы, проходите стажировки, кейс-чемпионаты. Думайте о том, что будете делать после 4-го курса, заранее. Недавно мы общались с HR-специалистом Unilever — потрясающей девушкой Инарой. Она каждому из нас посоветовала программу, на которую стоит пойти. Мне она рекомендовала продажи, Сергею — управление цепями поставок, Мите — финансы. Мы в каждого верим.
— Какие у Вас планы на финал в Лондоне?
Дмитрий: В середине марта нам отправят финальный кейс, а в середине апреля с его решением мы поедем в Лондон.
Дан: Нам отправят сразу два кейса. Решение одного из них мы представим в полуфинале, где будем соревноваться в группах. По две команды из группы выйдут в финал, где презентуют второе решение. Сейчас мы даже не знаем, для какого бренда нам предстоит разрабатывать решение. Ответственности больше, нужно мыслить более глобально. Думаем, нам бы выйти в финал. Главное — люди вокруг. Это не только команда, это те, кто тебя окружает. Если общаешься с хорошими людьми, ты не можешь не победить.
— Какие у вас впечатления от Сколково?
Дмитрий: Архитектура необычная. Нам рассказывали, что архитекторы вдохновлялись картинами Малевича. Сколково разбито на блоки: страны БРИКС, Россия и др. Занятия ведут преподаватели и бизнесмены со всего мира.
Дан: Я не до конца понял потенциал Сколково, но это проект, достойный внимания, впечатляющий.
— Что вы думаете о кейс-движении в пермской Вышке? Готовы помогать младшим курсам?
Дан: Мы с радостью готовы выступить консультантами. Нам самим помогали победители прошлого года, для моральной поддержки это очень важно. Возможно, уместнее больше пропагандировать кейс-чемпионаты, чтобы студенты активнее принимали в них участие. Например, выделить менторов, консультантов. Помогать регистрироваться, создавать команды. Не факт, что команда «отличников» будет более успешной, чем, например, наша, в которой объединились «отличник», «хорошист» и «троечник». Важно общаться с людьми. Мы общались с самыми разными специалистами: маркетологами, юристами, представителями digital-агентств. Так формируется объективное мнение. Конечно, хочется, чтобы преподаватели входили в положение. Когда ты работаешь над кейсом, забываешь о многом.
В завершение хочу сказать, что компания Unilever скоро приедет в Пермь. Они очень вдохновлены тем, что второй раз в чемпионате побеждает пермская команда. Им интересно посмотреть город, где «штампуют» таких успешных ребят. И нам нужен третий раз!