«Путь к гражданину»: удивительные выходные, насыщенные, динамичные, неоднозначные
22–24 мая на базе учебного центра НИУ ВШЭ «Вороново» состоялась выездная школа в рамках образовательного проекта «Путь к гражданину». Организатором мероприятия выступил Дискуссионный клуб НИУ ВШЭ – Пермь. Участниками стали 28 студентов из трех кампусов НИУ ВШЭ. В течение 2 дней ребята из Москвы, Нижнего Новгорода и Перми впитывали в себя ценнейшую информацию от приглашенных экспертов, в числе которых были и выпускники НИУ ВШЭ.
Открыла школу куратор Дискуссионного клуба НИУ ВШЭ – Пермь Елена Корчагина лекцией «Выбор гражданина: свобода или воля», в ходе которой были затронуты такие важные аспекты гражданственности, как личная ответственность, неравнодушие, уважение прав и свобод других людей, а также признание верховенства права.
Неподдельный интерес у участников выездной школы вызвал мастер-класс по ведению дискуссий. Александр Полыгалов, член Дискуссионного клуба НИУ ВШЭ – Пермь с 2001 года, выпускник магистратуры НИУ ВШЭ, рассказал студентам об основных форматах ведения обсуждений того или иного вопроса, а также поделился приемами, которые могут помочь студентам отстоять свою позицию в полемике.
Вторая половина первого рабочего дня школы была полностью посвящена проектной работе. Перед ее началом преподаватель НИУ ВШЭ – Пермь, член Дискуссионного клуба НИУ ВШЭ – Пермь с 2000 года Василиса Коротун провела интенсивную лекцию-семинар, в рамках которой рассказала об основных этапах подготовки и реализации проектов и особое внимание обратила на «подводные камни», которые могут помешать в осуществлении задуманного. Член нынешней команды Дискуссионного клуба, инициатор идеи образовательного проекта «Путь к гражданину», студент III курса факультета бизнес-информатики НИУ ВШЭ – Пермь Василий Зорин сделал содержательное сообщение по теме «Позитивное добровольчество как эффективный инструмент решения социальных проблем». Затем перед участниками школы выступила Ксения Чудинова, координатор программ благотворительного фонда «Старость в радость». На примере работы фонда Ксения показала, как силами волонтеров может быть решена конкретная социальная проблема.
После насыщенной подготовки участники школы приступили к разработке собственных проектов в области позитивного добровольчества. Это был сложный анализ реалий современной российской действительности, направленный на выявление в них проблем, которые могут быть решены с помощью добровольчества. Каждая группа провела мозговой штурм, а затем подготовила презентацию своей инициативы. Затем результаты работы были представлены экспертам. В процессе обсуждения выработанных предложений эксперты сделали важные комментарии к каждой из инициатив и предложили группам продолжить работу над ними. На следующий день студенты внесли необходимые правки в собственные идеи, а также в процессе общей работы выделили несколько перспективных для реализации проектов.
В завершение первого дня участники школы совместно с экспертами посмотрели и обсудили фильм «Собачье сердце». Обсуждение получилось жарким, глубоким, насыщенным проблемами, образами… Говорили о многом: и об истории, и о литературных параллелях, и о культуре в целом, и о культурном пространстве современного общества. Как выяснилось, книга Михаила Булгакова, равно как и спектакль одного из московских театров, все же глубже, чем фильм, который тоже очень интересен, прекрасно снят. Собравшиеся старались говорить не только и не столько о Шарикове, сколько о профессоре Преображенском, его ответственности. Такой поворот обсуждения оказался для многих неожиданным и участники кинопоказа до глубокой ночи обсуждали поднятые проблемы.
Во второй день работы выездной школы состоялись глубокие, социально насыщенные и удивительно разносторонние лекции Марии Штейнман — доцента, кандидата филологических наук, преподавателя кафедры теории и практики общественных связей РГТУ и настоящего гуру литературы, а также Ирины Ясиной —экономиста, публициста, автора таких книг, как «Человек с человеческими возможностями» и «История болезни», журналиста, общественного деятеля, правозащитника и удивительно интересного и стойкого человека. Они в своих лекциях пытались донести до ребят ощущение ответственности молодого поколения за будущее страны, в которой мы живем.
По итогам школы было разработано 4 концепции добровольческих проектов, направленных на решение инфраструктурных, социальных и образовательных проблем. Кроме того, студенты предложили ряд идей, к осуществлению которых может приступить каждый (реализация проекта по повышению доступности различных научных материалов для широкого круга лиц и др.). В результате совместной работы было принято решение о создании Дискуссионного клуба в Московском кампусе НИУ ВШЭ при поддержке и кураторстве членов ДК Пермского кампуса.
«Самым интересным для меня стало знакомство со студентами Вышки из Перми и Нижнего Новгорода. Пермский Дискуссионный клуб показал высший пилотаж в роли организатора и просто хорошего друга и партнера, на которого можно положиться. Самым же важным для меня стало общение с неординарными людьми, а именно нашими экспертами, которые сумели увлечь нас делом, в котором они сами являются асами», — отметил студент 1-го курса направления «Бизнес-информатика» НИУ ВШЭ Сергей Ким.
Стоит отметить, что дискуссионные площадки и лекции экспертов придали новый вектор мыслительному процессу студентов — участников мероприятия — в направлении гражданской ответственности.
Это были удивительные выходные, насыщенные, динамичные, неоднозначные и оставляющие ощущение нового, светлого и позитивного. Вселяющие уверенность: и «Я могу!». Спасибо всем!!!
Организаторы образовательного проекта «Путь к гражданину» выражают слова благодарности экспертам, сотрудникам центра поддержки студенческих инициатив НИУ ВШЭ и преподавателям НИУ ВШЭ – Пермь, участвовавшим в подготовке и работе школы.