Смотреть «между строк»

В рамках Дискуссионного Клуба НИУ ВШЭ – Пермь состоялся просмотр одного из самых нашумевших и спорных фильмов Андрея Тарковского «Андрей Рублев».

«Вот и пойдем мы по земле:
ты — колокола лить, я — иконы писать»

В рамках Дискуссионного Клуба НИУ ВШЭ – Пермь состоялся просмотр одного из самых нашумевших и спорных фильмов Андрея Тарковского «Андрей Рублев». Данная историческая кинодрама была снята в 1966 году и четыре года «пролежала на полке», прежде чем выйти в ограниченный прокат.

Фильм рассказывает о жизни великого русского иконописца. Андрей Рублев – реальная историческая личность. Однако об этом талантливом монахе известно довольно мало, поэтому многие эпизоды фильма являются выдумкой сценаристов Андрея Тарковского и Андрея Кончаловского.

История героя разбита на 8 глав, образующих «мозаику» его духовных переживаний. Это история о вере человека, о том, как ее можно потерять и как она может вернуться. Каждая из новелл наполнена обилием жестокости, что помогает окунуться в атмосферу Руси начала XV века, понять причины упадка веры Андрея. В картине используются цитаты из Библии, необычные идеи сценаристов (например, герои фильма разговаривают на современном русском языке), философские размышления.

После просмотра каждой новеллы, участникам предлагалось обсудить ее содержание, задать интересующие вопросы и поделиться впечатлениями. «Узнав, что в КиноКлубе состоится показ фильма такого талантливого и непростого режиссера, как Андрей Тарковский, я не мог не посетить его, – рассказывает студент факультета экономики Евгений Зиньковский. – Фильм "Андрей Рублев" был выбран не случайно, ведь в последнее время вопросы о русской самобытности, непохожести на других, вопросы о том, почему мы такие, какие мы есть, звучат все чаще и чаще. Именно этот фильм, на мой взгляд, может дать на них ответ. Используя сложную систему символов, Тарковский мастерски показывает отношение русских к "власть имущим", говорит о нашей покорности и в то же время своенравности, а главное – об отношении к самим себе».

В ходе встречи поднимались спорные темы: от вопросов религии до формирования политических отношений внутри страны. После просмотра «Андрея Рублева» участники КиноКлуба стали задумываться об отражении концептуальных идей фильма в современном мире.

«Я считаю, что данный фильм был выбран неспроста. В нем можно найти ответы на многие вопросы современности. Вообще этот фильм затрагивает концептуальные основы русского менталитета, того, как формировалась государственность и на чем она основывалась. Как ни печально, но наше государство зиждется на страхе перед системой, на немом повиновении. Смотря этот фильм, я понял парадоксальную вещь: тот общественный договор, который был заключен между властью и обществом, в России менялся слишком часто, и власть слишком пренебрежительно относилась к выполнению своей части этого договора», – рассуждает студент факультета менеджмента Семен Сажин.

Поскольку фильм длится почти 3 часа и посмотреть его полностью не удалось, просмотр был разбит на 2 абсолютно самостоятельные части. Показ второй части еще ждет наших студентов после зимней сессии.

Каждый из участников КиноКлуба вынес из фильма Андрея Тарковского что-то свое, каждому было, над чем подумать, и, возможно, что-то изменить в своей жизни. Так, для Елены Дьячковой, студентки факультета экономики, «Андрей Рублев» имеет особенное значение: «На каждой встрече КиноКлуба я черпаю множество интересных идей и мыслей, после обдумываю эти идеи самостоятельно. На данном этапе я вынесла для себя несколько идей, но окончательное представление о нем сложится все же после просмотра всех эпизодов. Это мероприятие я очень ценю, поскольку оно позволяет развиваться, развивать мышление».

Вершина российского кинематографа XX века. Фильм, меняющий наше представление о том, как надо показывать людей того времени, рушащий стереотипы об эпохе. Рассказывают, что парижане, посмотрев фильм в 1969 году, несли к огромному рекламному плакату «Рублева» свечи… Да, в это можно поверить. Ведь этот фильм сам по себе свеча, которая после черно-белых красок в финале горит еще ярче, мощным катарсисом отражаясь на ликах древнерусских икон.